История

Некоторые черты социального и политического устройства Силла уникальны. Хвараны («цветы-юноши») объединялись в отборные воинские подразделения, где проходили подготовку в качестве будущей элиты страны. Система кольпхум жестко делила аристократические роды по старшинству. Из высших выдвигались монархи, а места в служебной иерархии предоставлялись в строгом соответствии со степенью знатности. Этот чрезвычайно сильный аспект дополнительно подчеркивался наличием хвабэка («совета старейшин»). Первоначально в него входили главы племен, а затем совет превратился в собрание аристократов, наделенных правом определять порядок наследования престола и налагать (в крайних случаях) вето на королевские решения. Привилегии феодальных верхов при слабости королевской власти ощущались и на более поздних этапах корейской истории.

Наиболее утонченная культура среди Трех государств была, по-видимому, свойственна государству Пэкче, которому во многом обязана своим развитием раннеяпонская цивилизация. Ныне с главными достижениями искусства эпохи Пэкче можно ознакомиться в одном из центров древней японской культуры – Ямато (город Нара). В самой Корее также осталось немало памятников культуры Пэкче, среди которых великолепные декоративные изразцы, богатые гробницы, изделия из золота, буддийские скульптуры.

Величественные каменные гробницы правителей Когурё сохранили на своих стенах превосходные росписи. В захоронениях королей Силла обнаружены уникальные золотые короны.

Государство Объединенное Силла: 668–892. Свою систему государственного и общественного устройства Силла распространило на весь Корейский п-ов, за исключением самого северного района. Это привело к размыванию прежних, характерных для времени Трех государств различий в языке, обычаях и социальных институтах.

Несколько столетий доминирования Силла были ознаменованы синтезом китайских и корейских традиций. Административное управление в провинции и система землепользования были организованы по китайскому образцу. Столица Кёнджу напоминала главный город танской империи Чанъань. Для изучения классических конфуцианских текстов был основан национальный университет Кукхак (682), по образцу танского Китая были введены специальные экзамены для чиновников (788).

Другой характерной чертой этого периода было динамичное развитие экономики. Находки материальной культуры и письменные источники того времени свидетельствуют о благоденствии Кёнджу. Периферийные центры стремились бороться за лидерство со столицей. В один из таких центров в 9 в. превратился о.Вандо, находившийся во владении Чан Бого, знатока морских путей, соединявших Корею с Китаем и Японией.

Период Объединенного Силла отличало также интенсивное распространение буддизма и процветание искусства. Буддизм проник на Корейский п-ов в 4 в. и был быстро воспринят в Трех государствах. Примером буддийского искусства служат замечательные каменные скульптуры 8 в. в пещерном храме Соккурам близ Кёнджу. Каменные пагоды в храме Пульгукса, большие изящно орнаментированные бронзовые колокола и элегантные позолоченные бронзовые изваяния отражают творческие устремления и высокое мастерство творцов эпохи Силла. Именно в государстве Силла зародились поэтические произведения на корейском языке – короткие лирические стихотворения хянга.

С 780 в Силла началась междоусобная борьба. Один из местных лидеров Ван Гон назвал созданное им государство Поздним Когурё и в ходе длительного конфликта подчинил себе основного противника – «Позднее Пэкче». Но еще ранее, в 935, Силла мирно перешла под покровительство первого правителя новой династии Корё, основанной Ван Гоном.

Династия Корё (918–1392). Победа Корё не означала полного разрыва с наследием государства Силла. Значительная часть правящей элиты сохранила свои позиции. Система административного управления и порядок назначений на официальные должности претерпели лишь незначительные изменения. Буддизм не только сохранил, но и укрепил статус государственной религии и стал весомой политической силой.

В отличие от Силла, Корё находилось во враждебном окружении. Вековой конфликт с государством киданей Ляо сменился чередой вооруженных конфликтов с чжурчжэнями. Созданная этими кочевыми племенами империя Цзинь пришла на смену власти киданей в Северном Китае и в Маньчжурии. Войска и династии Ляо, и династии Цзинь неоднократно завоевывали столицу Корё город Сондо (ныне Кэсон). Однако после появления монголов в 1232 столицу Корё пришлось перенести на о.Канхвадо. Монгольские конники не смогли завоевать о.Канхвадо, однако в 1258 правители Корё вынуждены были просить мира.

В течение 100 лет Корея оставалась вассалом монгольской династии Юань. Заложники из королевских семей привозились в Пекин, где их женили на местных принцессах. В самой Корее монгольские чиновники надзирали за административным аппаратом, собирали дань и облагали население дополнительными налогами.

Из-за вторжений извне и зависимого статуса страны корейское общество переживало глубокий кризис. Экономика пришла в крайний упадок. Высшее сословие в столице погрязло в интригах и занималось расхищением государственной казны. Почти 90 лет (1170–1258) на политической сцене Корё главенствовали кланы могущественных военачальников, что превратило монархов в номинальные фигуры.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи

Международный туризм. Юго-восточная Азия
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Международный туризм входит в число трех крупнейших эк ...