Типы и этапы интеграционных объединений

Институционально оформленный интеграционный союз является лишь одним из элементов многоплановой работы, в процессе которой происходит переплетение и сращивание национальных хозяйственных комплексов. Та или иная форма межгосударственного соглашения может лишь конституировать объективно существующее, реальное стремление к интеграции. Если под институциональной структурой сформировалась реальная почва интенсивного хозяйственного взаимодействия на микроуровне, интеграция получает в форме официального статуса дополнительный стимул. Если же этой почвы нет, то, несмотря на межгосударственное сотрудничество, интеграция останется на бумаге.[4,5,7]

Снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле

I. Преферен-

циальное торговое соглашение

II. Зона свободной торговли

III. Таможенный союз

IV. Общий рынок

V. Эконо-мический союз

• Сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран

• Межгосуда-рственные органы управления не создаются

• Отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле

• Свобода межстрано-вого движения товаров и услуг

• Единое тарифное и нетарифное регулирова-

ние в отношении третьих стран

• Межгосу-

дарственный совет на уровне министров и секретариат

• Свобода движения факторов производства

• Встречи глав государств, совет министров, секритариат

• Гармонизация экономической политики

• Межгосудар-

ственный орган с функцией наднациональ-ного управления

Таблица 1.

Этапы интеграции

Точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен.

Интеграционные группировки в международной экономике, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и исчезают. По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х годов в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа по сравнению с 5-6 в 80-е годы, когда многие группировки фактически не работали, и 18-20 в 70-е годы, когда про­гресс интеграции в Западной Европе дал толчок росту количества интеграционных объединений в других частях мира.

Классификация основных действующих интеграционных объединений по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной экономике существует достаточно много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса. Уровень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ. Центральноамериканский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Организации восточнокарибских государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран. А Африканское экономическое сообщество, провозглашающее целью создание экономического союза 51 африканской страны, будет организовываться в течение переходного периода длительностью в 34 года начиная с 1994 года. Как показывает исторический опыт, наиболее просто оказывается реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза. Независимо от провозглашенных целей и названий большинство группировок находятся на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые не включают каких-либо обязательств по согласованию или унификации макроэкономической политики и наиболее просты для претворения в жизнь.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Еще статьи

Моделирование геологического разреза, типа коллектора доюрского фундамента при нефтегазопрогнознопоисковых работах в окраинной восточной части ХМАО-Югры (на примере Тыньярской площади)
В последние годы в связи с необходимостью подготовки ресурсной базы углеводородного сырья отчетливо проявляется тенденция к формированию новых нефтегазоносных регионов. В Ханты-Мансийском автономном округе к таковым относятся восточные районы его окраинной части, не опоискованные бурение ...