Государственный строй Индии

Третий этап административной реформы начался после 1956 года. Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по терри­тории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб - на штаты Пенджаб и Харьяну. Во-вторых, образованием <малых> штатов, объединяющих небольшие народы. Так на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш), Манипури, Ми­зор, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере - Химачал-Прадеш. Об­разование подобных <малых> штатов, в большинстве своем вы­росших союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации <малых> народов Индии.

Современная Индия - федеративное государство (по конститу­ции - союз штатов). В него входят 25 равноправных штатов и по­мимо этого еще 7 союзных территорий. Индийские штаты пред­ставляют собой крупные административно- территориальные об­разования, в основе которых лежит языковая общность населе­ния. Это значит, что границы штатов более или менее точно сов­падают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения образует <свой> народ.

Союзные территории - небольшие административные единицы, управление которыми осуществляется непосредственно цен­тральным правительством. К ним относятся столичная территория Дели, территория бывшей французской колонии Путтучери (Пон­дишери), бывших португальских колоний Даман и Диу и не кото­рые другие.

Наиболее крупные народы Индии и ареалы

их распространения (по штатам)

Народы

Штаты

1 Хиндустанцы

Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш

Харьяна

2 Бихарцы

Бихар

3 Бенгальцы

Западная Бенгалия

4 Телугу (андхра)

Андхра-Прадеш

5 Матархи

Махараштра

6 Тамилы

Тамилнад

7 Гуджаратцы

Гуджарат

8 Каннара

Карнатака

9 Малаяли

Керала

10 Ория

Орисса

11 Пенджабцы

Пенджаб

12 Раджастханцы

Раджастхан

13 Ассамцы Ассам

Конечно, степень преобладания такого народа варьирует от почти 100% в Ассаме до ½ в Джамму и Кашмире, но этот принцип со­блюдается всюду.

Каждый штат Индии имеет своё выборное законодательное собра­ние и своё правительство. Наряду с этим в нём существует и долж­ность губернатора, назначаемого президентом страны. Если прези­дент временно вводит в том или ином штате президентское прав­ление, то оно от его имени осуществляется губернатором.

Административно-территориальное деление Индии не является изменным. Время от времени в него вносятся отдельные коррек­тивы хотя уже не столь кардинальные как прежде. Надо учитывать что между отдельными штатами существуют взаимные территори­альные претензии, обычно касающиеся небольших, но экономиче­ски важных районов.

Но главный административно-территориальный конфликт Ин­дии, имеющий очень большое политическое звучание, связан с Кашмиром. При разделе бывшей британской Индии на два госу­дарства Индия и Пакистан заявили о своих претензиях на Кашмир­ское княжество. После посылки <добровольцев> и вспышки вооруженных столкно­вений между двумя странами было принято компромиссное реше­ние о разделе Кашмира, 2/3 которого вошли в состав Индии, а 1/3 - в состав Пакистана. В дальнейшем острые разногласия по каш­мирскому вопросу уже приводили к индо-пакистанской войне, ко­торая, дала перевеса ни одной из сторон. Эти разногласия оста­ются и поныне. Индия считает, что кашмирский вопрос уже решен уже окончательно, тогда как Пакистан настаивает на проведении в Кашмире референдума - в расчете на то, что преимущественно мусульманское население штата выскажется за присоединение к Пакистану. Существует и проект создания, точнее возрождения, независимости Кашмира.

Перейти на страницу: 1 2 

Еще статьи

Интеграционные процессы в странах Южной Америки и перспективы их развития
Во второй половине ХХ века в результате беспрецедентного усиления интернационализации хозяйственной жизни сформировалась основная тенденция, определяющая современное развитие мировой экономики – глобализация. Глобализация – это высшая форма интеграции, поэтому интеграцию разумно рассматр ...