Учение об антропогенных ландшафтах вопросы теории, терминологии и преподавания в высшей школе

Дискуссия: существуют или нет в природе антропогенные ландшафты, можно говорить или нельзя об антропогенном ландшафтоведении как новом научном направлении? – злободневная в 70-е годы, к концу 80-х годов потеряла свой смысл из-за утвердительного ответа на первые вопросы. Понятие антропогенного ландшафта безоговорочно вошло в наиболее авторитетные географические словари, включая «Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины» [1], а антропогенное ландшафтоведение включено в учебные планы подготовки университетских физикогеографов. И поскольку учение об антропогенных ландшафтах стало достоянием не одного узкого круга специалистов, а достаточно широкой аудитории преподавателей и студентов высшей школы, первостепенное значение приобретает структура и содержание учебной дисциплины «Основы антропогенного ландшафтоведения» и вместе с этим – четкость и ясность употребляемых понятий и терминов.

Наш многолетний опыт чтения лекций по антропогенному ландшафтоведению студентам физико-географам Воронежского университета позволяет каркас программы учебной дисциплины «Основы антропогенного ландшафтоведения» видеть в следующем виде. 1) Введение. Взаимодействие человеческого общества и природы – прямые и обратные связи. Биосферный этап в развитии ландшафтной сферы Земли, место и значение в ее структуре антропогенных ландшафтов.

2) Из истории развития антропогенного ландшафтоведения. Зачатки антропогенного ландшафтоведения в 30-40-х годах. Современное состояние учения об антропогенных ландшафтах. Взаимосвязи антропогенного ландшафтоведения с традиционным ландшафтоведением – наукой о естественных ландшафтах.

3) Вопросы теории антропогенного ландшафтоведения. Определение антропогенного ландшафта. Стадии развития и устойчивость антропогенных ландшафтов. Принцип природно-антропогенной совместимости. Антропогенные парагенетические системы. Ландшафтно-техногенные и ландшафтно-инженерные системы.

4) Проблемы классификации антропогенных ландшафтов. Категории ландшафтов: естественные, антропогенные и естественноантропогенные. Деление антропогенных ландшафтов по функциональному признаку на классы. Классификация антропогенных ландшафтов по генезису, глубине воздействия антропогенного фактора, целенаправленности воздействия и др. (см. более подробно: 4, 6, 7).

5) Классы антропогенных ландшафтов: сельскохозяйственные, промышленные, дорожные, селитебные, водные, лесные, рекреационные, беллигеративные.

6) Зонально-провинциальные закономерности в географии антропогенных ландшафтов. Особенности структуры и фукционирования антропогенных ландшафтов в полярных, умеренных, субтропических и тропических поясах. Краткая характеристика антропогенных ландшафтов Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки Австралии.

7) Методы изучения: общегеографические и специфические. Методы историко-генетических рядов и естественных аналогов.

8) Историческое антропогенное ландшафтоведение. Историко-генетические ряды антропогенных микро- и макрокомплексов. Соотношение естественных и антропогенных географических зон.

9) Антропогенно-ландшафтный прогноз, его значение в решении острых эколого-географических проблем глобального, регионального и локального уровней.

С нашей точки зрения, к любой программе учебного курса следует подходить как к форме изложения предмета, изменение которой (сокращение или увеличение объема, перестановка разделов) не влияет и не должна влиять на содержательную часть читаемого курса. Образно выражаясь, программа – это меха, а сорт вина – дело преподавателя. Вот почему в предложенном варианте программы нет определения антропогенного ландшафта, хотя оно дано автором настоящей статьи около двух десятилетий назад [4]. Антропогенные ландшафты – комплексы, в которых на всей или большей площади коренному изменению под воздействием человека подверглись если не все, то хотя бы один из компонентов ландшафта, в том числе и растительность. Близкая трактовка антропогенного ландшафта принята в международном словаре «Охрана ландшафтов. Толковый словарь» [8] и в «Географическом энциклопедическом словаре. Понятия и термины» [1].

Попытки некоторых авторов подменить понятие антропогенного ландшафта «антропогенизированным», или «антропизированным» ландшафтом не нашло широкой поддержки. В ноосферный этап развития ландшафтной сферы все ландшафты Земли в той или иной степени антропогенизированны и в этом случае, как считает В.С. Жекулин [2], отпадает необходимость выделения антропогенного ландшафтоведения в самостоятельную дисциплину. В антропогенных же ландшафтах речь идет не о присутствии следов воздействия человека на комплекс, а о коренной перестройке комплекса, возникновении новой типовой структуры (инварианта) под влиянием человека. Более серьезного разбора заслуживает ошибочный подход к антропогенным ландшафтам как антропогенным модификациям природных ландшафтов. Это тем более необходимо сделать, что подобный – далеко не новый – взгляд на антропогенные ландшафты высказан А.М. Рябчиковым на станицах учебника для университетов с грифом Минвуза СССР «Физическая география материков и океанов» [9]. В теоретической главе к первой части учебника, посвященной материкам, неуместной по своему большому объему (с. 6-66) и общеземлеведческой направленности в страноведческом учебнике он пишет: «Измененные человеком или искусственно созданные им на природной основе ландшафты принято называть антропогенными модификациями, а их территориальные сочетания с естественными (тоже в общем в той или иной степени измененными человеком) называют современными ландшафтами» [9, с. 49]. Итак, антропогенный ландшафт, по А.М. Рябчикову, не новый комплекс, а лишь неглубокое изменение старого, т.к. согласно «Толковому словарю русского языка» модифицировать означает «внести (вносить) во что-нибудь видоизменения, не преобразуя внутренней сущности предмета» [11, с. 242]. Но пруд на месте сухой балки, карьерно-отвальные комплексы в черноземной степи, польдеры на морском побережье, возделанные поля на месте тайги – эти и многие другие ландшафтные комплексы разного таксономического ранга служат убедительной иллюстрацией коренной перестройки старой типовой структуры (инварианта) комплекса на новую.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Социально-экономическое развитие Украины
Украина – южный сосед Беларуси, с которым у нашей страны тесные культурные и экономические связи. Как и Беларусь, Украина пережила серьезный кризис после развала СССР с последующей коренной политической и экономической перестройкой. Примером структурных сдвигов в экономике может служить резкое ...