Коллективные системы обучения.

8. ведение записей (характерная область пробелов и упущений);

9. самопознание и формирование мотива достижения цели;

10. оценка (учеников необходимо учить самооценке собственной работы).

Методика формирования умений опирается на следующие психолого-педагогические требования:

1. при формировании умений следует четко выделять этапы его выполнения (Детям следует весь материал структурировать, чтобы они могли его выполнить поэтапно);

2. выделенные этапы следует формулировать в общем виде, что позволяет решать целый класс задач;

3. каждый этап должен быть отработан отдельно от других с помощью специально подобранных заданий. (Каждый этап должен содержать теоретическую и практическую часть. Практическая часть отрабатывается с помощью карточек-заданий.)

4. при первоначальной отработке умения каждый этап следует проговаривать вслух, поскольку многие ученики не могут пропустить этап «внешней речи» при переходе от общего к частному (Некоторым ученикам, в виду их психологических особенностей, следует несколько раз проговаривать каждый этап, от этого эффективность усвоения и отработка умения будет наибольшей);

5. Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно составляли алгоритм выполнения данного умения, хотя результаты выполнения умения в этом случае будут теми же, что и в случае, когда алгоритм будет дан в готовом виде. (Когда учащиеся будут составлять алгоритм выполнения умения у них будет складываться алгоритмический стиль мышления, они будут видеть последовательность выполнения этапов с целью получения конечного результата).

Формирование умений и навыков включает 3 этапа:

1. Введение. Обычно осуществляется 2 способами: конкретно- индуктивным (ученикам дается пример и затем делаются выводы и правила) и абстрактно – дедуктивным (ученикам дается теория, на основе которой строятся примеры).

2. Усвоение. Усвоение преследует следующие цели: усвоить признаки, позволяющие определить, что можно пользоваться сделанными выводами, правилами, примерами, усвоить их отдельные шаги, выучить правила выполнения умения, изучить частные случаи их применения.

3. Закрепление. Этот этап включает различные случаи и ситуации применения выводов и правил. В процессе закрепления важно подводить итоги по обогащению и формированию умений.

Классификация общеучебных навыков и умений

41 Дидактические игры - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики. Это модель той или иной конкретной ситуации, которая призвана сформировать у учащихся определенные умения и навыки.

Дидактические игры являются наиболее важными играми в учебно-воспитательном процессе. Каждая игра должна быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с дидактическими упражнениями, игровыми моментами, приёмами и формами.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять требуемые действия, решать поставленные задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества учащегося. В ходе игры студенты учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность:

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи

Гигантский магнит
Вы берёте в руки компас, оттягиваете на себя рычажок, чтобы магнитная стрелка опустилась на остриё иголки. Когда стрелка успокоится, попробуйте расположить её в ином направлении. А вас ничего не получиться. Сколько бы вы ни отклоняли стрелку от её первоначального положения, она, после тог ...