Жилище, одежда, питание мастеровых.

Тип жилища рабочего и характер застройки заводских посёлков были обусловлены хозяйственными традициями, сложившимся в тех местностях, откуда шло заселение данной территории. В первой половине 19 в. на уральские заводы прибыло большое количество крестьян из средней полосы России, Поволжья: Тульской, Рязанской, Нижегородской губернии и др. Мигранты влились в состав старожильческого населения, сформировавшегося на заводах ещё в 18 в. из выходцев северовеликорусских областей и Приуралья. Дизайнерские комоды 1001комод примеры авторских комодов.

Основным типом жилища в уральском посёлке была срубная изба на невысоком подклете(нижний полуподвальный этаж) с примыкающим к ней крытым одноэтажным двором. Дома, если позволяли природные условия, строилась из прочного соснового леса, выросшего на сухих местах. «Закладные» брёвна, укладывавшиеся в основе дома, делались из лиственницы. Такие дома стояли по 150-200 лет. В каждом доме делалось большое подполье для хранения различных продуктов. С устройства подполья начиналось строительство избы, затем возводили сруб, устанавливая его на опоры из лиственниц. Крышу делали двускатной, покрывали «драньём»(колотые доски специальным образом выделывали клиновидным ножом)накладывали тес. Центральным сооружением была печь – либо глинобитная, либо из обожжённого кирпича. В некоторых зажиточных домах для обогрева использовались голландские печи.

В зависимости от численности семьи строили односрубные и двусрубные избы. Последние предназначались для большой нераздельной семьи. Характерной особенностью многих построек в заводских посёлках являлось наличие крытого двора, получившего название кержацкого.

Долгое время внутреннее убранство жилища заводских жителей мало чем отличалось от деревенского. Но в конце 19-начале20 вв. произошли существенные изменения. Постепенно выходили из употребления полати, лавки, сундуки, ранее украшавшие горницы. Вместо традиционной обстановки стала появляться мебель либо изготовленная заводскими краснодеревщиками, либо купленная в магазинах – диваны, стулья, комоды, раздвижные столы овальной формы, этажерки, кровати. Эти перемены, несомненно, свидетельствовали о проникновении в быт крупных заводских посёлков элементов городской бытовой культуры. Однако процесс шёл медленно. Сказывались традиции старого быта.

Аналогичные изменения наблюдались в типе одежды. До середины 19 в. заводской люд одевался соответственно традициям крестьянского быта. Примерно в 70-80-х гг. 19 в. сарафан, старинного покроя рубахи, кокошники стали выходить из употребления. В последней четверти 19 в. одежда городского типа вытеснила из массового обихода традиционные формы народного костюма. Для женщин в те годы типичной являлась расклешённая длинная юбка и кофта, навыпуск у пожилых и узкая у молодых и средних лет женщин. Праздничные платья шили из недорогой шерсти, в отдельных случаях из шелка. Праздничные кофты украшали рюшами, складочками, вставками из гипюра. Будничную одежду шили из ситца и сатина.

Мужской костюм менялся быстрее. Характерную для заводского населения первой половины 19 в. крестьянскую одежду – рубахи с тесьмой на вороте, кафтаны, дольше всех сохранившиеся у старообрядцев, - уже с середины 19 в. сменили сюртуки, крахмальные сорочки, узкие брюки. В 1890-1900 гг. наиболее распространённой выходной мужской одеждой была «пара» - пиджак, длинные узкие брюки и косоворотка. Последнюю носили на Урале до начала 20 в.

Законодателями городской моды в рабочей среде были семьи заводской администрации, купцов, интеллигенции. В больших заводских посёлках стали появляться мастерские по пошиву одежды. Например, в 1900-х гг. в Нижнем Тагиле особой известностью пользовалась мастерская Н.А. Семиряковой, где платья шились по последней столичной моде. Эта мастерская обслуживала высшие слои заводского населения.

Более консервативной оказалась культура питания горнорабочих. Различные хлебные изделия, рыба, молоко, каши, картофель, щи, пельмени, кисели составляли основу повседневного меню заводских жителей. Как и в деревенской пище, стол был лишён различных приправ, соусов, гарниров. Мясо употреблялось исключительно в варёном виде. Но в отдельных семьях хорошо оплачиваемых рабочих готовили блюда городской кулинарии: котлеты, жаренную баранину, картофельные и твороженные запеканки, в праздничные днипокупали торты, бисквиты, печенье.

Еще статьи

Камнерезное искусство Поволжья
Искусство второй половины 19 — начала 20 века представляетсобой чрезвычайно насыщенное, многообразное явление. Это время отмечено большим количеством международных контактов художественной элиты, в результате которых происходит определенная космополитизация искусства, стирание национальных чер ...