Златоустовская гравюра на стали

Урал был родоначальником холодного оружия, украшенного гравюрой. В конце18-начале 19 в. многие страны Европы уже соперничали в этом искусстве. Златоустовский завод белого оружия, строительство которого началось ещё в 1814 г. Для первых изделий златоустовских мастеров было характерно значительное влияние немецкого искусства, прежде всего Золингена. Первые клинки 1814-1817 гг. украшали известные мастера Шаффы:

отец семейства Николай и его сыновья. Первые русские мастера получали образование в златоустовской заводской школе, где особое место отводилось рисование. С 1818 г. ведущие места на Златоустовской оружейной фабрике заняли русские мастера, а в 1823 г. Шаффы покинули Златоуст.

Труд и творческие поиски многих поколений златоустовских умельцев – сталеваров, кузнецов, художников, гравёров, чеканщиков, резчиков, - привели к созданию златоустовской гравюры.

Уральские художники не ограничивались орнаментальным рисунком, присутствовавшем на оружии немцев, они вводили сюжетные сцены на батальные, мифологические, охотничьи темы, что было подлинным новаторством. Особым талантом отличались И.Н. Бушуев и И.П. Бояршинов. Иван Николаевич Бушуев

(1798-1834) был сыном златоустовского художника и гравёра, учившего своему искусству в заводской школе. На клинках И.Н. Бушуева изображены композиционно сложные батальные сцены из Отечественной войны 1812 г. за свой работы Бушуев награждался крупными денежными премиями, золотой медалью, бриллиантовым перстнем. П.П. Бажов посвятил мастеру сказ «иванко-Крылатко». Иван Петрович Бояршинов

(1804-1848) после ранней смерти Бушева сменил своего старшего товарища на месте «главного клинкового рисовальщика». Он внёс новые сюжеты в украшении охотничьего ружья, следуя реалистической тенденции. На изображениях художника видны мельчайшие детали ландшафта, животных, одежды охотников.

Расцвет производства украшенного оружия пришелся на 1820-1830-е гг. Горный департамент требовал от Златоустовской оружейной фабрики 30 тыс. едини ц холодного оружия в год. В 1860-1870-х гг. в изделиях златоустовских мастеров усилилась декоративность, иногда в ущерб чувству меры и художественному вкусу. В конце 19-20 вв. гравюра по металлу вступила в состояние кризиса.

Еще статьи

Черная металлургия
В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия охватывающие все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. Металлургический комплекс – это взаимообусловленное сочетани ...