Художественное литьё из чугуна.

Наибольших успехов в этой области декоративно-прикладного искусства в 19- начале 20 вв. достигли мастера Каслинского завода. Художественное литьё зародилось здесь значительно позднее, чем на других предприятиях, - во второй четверти 19 в. Но каслинские мастера, переняв и усвоив сложившиеся традиции, не только догнали, но и превзошли своих коллег. Широкой известностью и признательностью пользовалось литьё из бронзы Кусинского завода, отмеченное похвальным отзывом на выставке 1888 г. в Копенгагене, серебряной медалью в 1897 г. в Стокгольме, высшей наградой в 1906 г. в Милане, но и оно уступало каслинскому. Литьё из чугуна было более сложным, чем из бронзы.

Первым профессиональным скульптором в Каслях стал выпускник Академии художеств Михаил Денисович Канаев

(1830-1880). Стараниями Канаева при заводе была открыта школа, в которой рабочие обучались ваянию и пониманию его законов, что имело огромное значение для развития каслинского литья. Одной из самых известных работ Канаева является подчасник «Избушка на курьих ножках».

Занятия в заводской школе продолжил Николай Романович Бах

(1853-1885). Особое внимание он уделял анималистическому жанру, умело соединяя художественную выразительность и утилитарность произведения. Яркий пример тому – созданная им чернильница «Драка филина с ястребом». Творчество Баха заложило основы одного из самых ярких направлений каслинского литья, связанного с уральской флорой и фауной.

В каслинском литье слились воедино народное творчество и профессиональное искусство. Талантливым выходцем из народа был Василий Фёдорович Торокин.

Он формовал сложную многофигурную скульптурную композицию художника Евгения Лансере «Джигитовка», и получил известность как автор скульптуры на сюжет из народной жизни – «Крестьянин на пашне», «Старуха с прялкой» и др.

Международную признательность каслинское чугунное литьё получило на пятой Всемирной выставке в Париже в 1900 г. благодаря павильону, отлитому из чугуна.

Целью выставки было подведение итогов «умственного движения человечества за истекающее столетие, накануне нового, наступающего 20 века».

Павильон России воспроизводил в уменьшенном размере Московский Кремль. Каслинский павильон демонстрировался в здании отдела горного дела и металлургии. Он напоминал дворец и был выполнен из огромного числа ажурных деталей из чугуна с изображениями диковинных птиц, рыб, цветов, кораблей… У входа и внутри располагались изделия из чугуна, среди которых привлекала внимание отлитая в Каслях скульптура «Россия» (молодая женщина в древнерусских доспехах, прикрывающая щитом регалии царской власти – корону, державу и скипетр). Павильон заслуженно получил высшую по своему отделу награду – Гран-при.

По окончании работы выставки вызвались желающие приобрести павильон вместе со скульптурой «Россия», но им отвечали, что «Россия» не продаётся.

После успеха в Париже павильон вернулся на родину, где о нём на долгое время забыли: разобрали и оставили пылиться в складских помещениях, более 1000 деталей было утеряно. Только в 1950-е гг. недостающие детали удалось воссоздать. В настоящее время ажурным каслинским павильоном можно полюбоваться в Музее изобразительного искусства Екатеринбурга.

Еще статьи

Италия
Италия - одна из древнейших стран мира и в тоже время это сравнительно молодое государство, появившееся на политической карте лишь немногим более ста лет назад после окончательного объединения в 1871 г. существовавших ранее на его территории отдельных герцогств и королевств. Ныне это кру ...