Задачи и методика изучения географических материков

Одной из важнейших задач обучения географии во вспомогательной школе всегда было и остается формирование сознательных представлений и понятий о географических объектах.

В качестве специальной цели обучения нужно рассматривать обучение детей применению приобретенных знаний, умений и навыков в разнообразных условиях.

Задачами изучение курса «География материков» во вспомогательной школе являются:

1. Формирование понятий материк и часть света.

2. Ознакомление учащихся с глобусом.

3. Формирование элементарных картографических умений.

4. Ознакомление учащихся с географическими материками Земли.

5. Краткий физико-географический обзор южных материков: Антарктида, Австралия, Африка, Южная Америка.

6. Изучение Австралийского Союза и отдельных стран Африки и Южной Америки.

7. Формирование понятия «природные зоны»; их положения.

8. Продолжение работы по формированию понятия «климат».

9. Знакомство учащихся с природными ресурсами каждой зоны.

10. Краткий физико-географический обзор Евразии.

11. Изучение населения и политической карты Евразии.

12. Рассмотрение отдельных государств Евразии.

13. Развитие познавательных процессов учащихся и практического ума.

Изучение географических материков во вспомогательной школе начинается в 8 классе. В начале учащиеся знакомятся с южными материками: Антарктида, Австралия, Африка и Южная Америка. Основное внимание сосредотачивается на выяснении особенностей природы каждого из материков. Изучение Австралийского Союза и отдельных стран Африки и Южной Америки происходит в виде их краткого описания по следующему плану: географическое положение, природа, население и его хозяйственная деятельность.

В 9 классе изучение курса «География материков» продолжается. Учащиеся знакомятся с северными материками. Последним из материков рассматривается Евразия. На ее изучение отводится больше времени, чем на другие материки. Первой рассматривается тема «Карта Евразии», в которой закладываются основы для изучения последующей темы «Природные зоны Евразии». Изучаются наиболее типичные природные зоны материка, и в отличии от других континентов, более подробно. Завершается курс географии 9 класса темой «Население и страны Евразии». С населением и отдельными странами материка (на усмотрение учителя) школьников целесообразно знакомить по частям света. Изучается больше государств, чем по другим материкам, с опорой на ранее предложенный план.

В курсе «География материков» по каждому разделу учитываются разные уровни усвоения учащимися географического материала.

В современных условиях при изучении географии во вспомогательной школе часто используются мультимедийные комплексы. Например, мультимедийный учебный комплекс "1С: Образовательная коллекция. География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс" разработанный в соответствии со школьной программой и содержащий следующие разделы:

- мир,

- материки,

- океаны,

- страны.

Данная программа представляет собой учебные материалы, практические задания, контрольные вопросы, тесты и справочник, объединенные гипертекстовой структурой, и содержит: дикторский текст, слайды, видеофрагменты.

Также курс предусматривает Интернет-поддержку, которая включает в себя ссылки на географические ресурсы глобальной сети, ответы на интересующие вопросы, контрольные работы. Для учителей на диске содержатся методические указания по его использованию в учебном процессе.

Мультимедиа учебник рекомендуется создателем использовать:

- для изучения курса географии в классе,

- для проверки знаний по курсу,

- в качестве справочника,

Некоторые задания данного мультимедиа учебника можно попробовать использовать и при изучении географии и во вспомогательной школе.

При изучение географического положения материков вниманию учеников предлагается прослушать текст диктора о географическом положении, об исследованиях материка, об особенностях природы и о многом другом, что является важным в изучении данной темы. Ученики при этом работают в наушниках, прослушивают занимательный текст и при этом ещё и видят изображение материка на экране. В результате задействованы разные виды памяти, что позволяет усвоить максимальное количество информации.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи

Энергетические ресурсы мирового океана
Проблема обеспечения электрической энергией многих отраслей мирового хозяйства, постоянно растущих потребностей более чем пятимиллиардного населения Земли становится сейчас все более насущной. Основу современной мировой энергетики составляют тепло- и гидроэлектростанции. Одн ...