Архитектура и изобразительное искусство Мьянма

Древнейшие памятники искусства на территории Бирмы (изображения животных, магические знаки в пещерах близ Таунджи) относятся к раннему неолиту. В начале нашей эры возникали государства и города (Пейтано близ современного г. Таундуинджи; Тарекитара, или Шрикшетра, близ Пьи;. Халин близ Шуэбо); сохранились руины кирпичных стен, буддийских культовых построек -небольших храмов и ступ ("зеди"), фигуры Будды из камня (в храмах), серебра и золота (мелкая пластика из реликвариев), керамические вотивные таблички. Возникла уникальная для Восточной Азии техника кладки клинчатых арок и сводов. В 11-13 вв. в столице раннефеодального государства Пагане были построены многочисленные буддийские храмы и ступы различных типов и размеров - от миниатюрных до гигантских (храмы - Ананды, Годопалин, Табинью). Ведущие типы храмов - центрический (с 4 входами и статуями 4 будд) и осевой (с одним главным входом и одной статуей). Для храмов характерны ступенчатое завершение, увенчанное башенкой сложного профиля ("кунтаун"), обилие орнаментальной резьбы по светлой штукатурке на порталах, карнизах, пилястрах. Форма ступ преимущественно колоколообразная. Скульптура представлена строго фронтальными фигурами Будды (камень, дерево и др.), каменными и керамическими барельефами на сюжеты джатак и жизни Будды. Крупные (до 20 м) статуи сплошь золотились или ярко раскрашивались. Оригинальна иконография буддийских росписей темперой по штукатурке, плоскостных и графичных по манере, сохранившихся на стенах ряда храмов. В период феодальной раздробленности (14-18 вв.) строились квадратные в плане города-столицы (Пегу, Таунгу, Ава) с регулярной планировкой, окруженные стенами и рвами; создавались храмовые комплексы с крупными ступами в центре, гигантские статуи Будды под открытым небом. В централизованном государстве Конбаунов (середина 18-19 вв.) развивалось градостроительство, строились гигантские деревянные комплексы дворцов (в Мандалае, 2-я половина 19в.) и монастырей, сложные по композиции, изобилующие филигранной резьбой, росписью, позолотой. Расцвело искусство бронзового литья и чеканки (статуи Будды, колокола). В акварельных иллюстрациях бумажных книг (сменивших книги на пальмовых листьях), наряду с сюжетами из джатак, появились светские темы (сцены придворной жизни, пейзажи). Богато декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву, слоновой кости и перламутру, ткачество, самобытные лаки с многоцветным гравированным рисунком, оригинальная чеканка по серебру; преобладают сцены народной жизни и буддийских легенд, растительный орнамент, изображения животных. В колониальный период (1886-1947) национальное искусство подавлялось. Планировка городов (Рангун и др.), типы и формы зданий повторяли английские образцы. Вместе с тем в конце 19 в. появилась реалистическая живопись (портретист У Чоун), в 1920-х гг. У Ба Ньян и У Ба Зо начали писать маслом пейзажи, портреты, жанровые картины. В 1930-х гг. выступили архитекторы-бирманцы (У Тин).

С провозглашением независимости (1948) развернулось строительство общественных и промышленных зданий современного типа по проектам бирманских и зарубежных архитекторов, в том числе советских (технологический институт в Рангуне). Расширяется строительство 2-4-этажных жилых домов, школ, больниц по типовым проектам (архитектор У Маун Маун Джи и др.), начинают создаваться микрорайоны (Канбе, Тамайн в Рангуне). Возводятся также мемориальные и традиционные культовые сооружения. Распространён и традиционный тип народного деревянного дома, часто на сваях, с верандой и нависающей двускатной крышей. В живописи - станковой и монументальной (мозаичные композиции и росписи общественных зданий) - ведущую роль играет реалистическое направление, возглавляемое У Ба Джи. Прогрессивные современные художники (живописцы У Сан Вин, У Кин Маун, У Аун Кин, скульпторы У Луин, У Хан Тин) в 1964 объединились в Общество живописцев и скульпторов, стоящее на позициях реализма, обращения к современности, к жизни трудящихся. Развиваются акварельный пейзаж и книжная графика (У Маун Джо, У Аун Со). В реалистическом искусстве 60-х гг. видно стремление к выразительному лаконизму и декоративности. Сохраняются традиции художественного ремесла.

Еще статьи

Китай-город
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось… А.Пушкин В последнее время возрос интерес к истории города - названиям улиц, площадей, запечатлевшим события прошлого, к памятникам архитектуры. Этот интерес, пробудившийся особенно в восьмидесятых ...