Развитие и размещение нефтяной промышленности

Восточная Сибирь является потенциально крупнейшим после Западной Сибири перспективным регионом в материковой части России. В административном отношении охватывает территории Красноярского края, Иркутской области. Согласно количественной оценке начальные суммарные ресурсы нефти освоены здесь лишь на 12%. По-видимому, Восточная Сибирь сохранит многолетнее избыточное превышение запасов над добычей. На этот регион приходится всего лишь 0,6% общего объема добычи нефти в РФ. Суммарные ресурсы нефти, по оценке государственной экспертной комиссии Минэкономразвития России, составляют 1,5 млрд. т. Это довольно значительная цифра, но новый нефтяной регион характеризуется практически полным отсутствием инфраструктуры. При существующей в регионе небольшой внутренней потребности в нефти и отсутствии необходимой инфраструктуры развитие крупных проектов здесь возможно только при привлечении иностранных инвестиций и развитии экспортных вариантов.

Крупный перспективный резерв сырьевой базы России, находящийся в начальной стадии освоения, — Дальний Восток. Первые месторождения здесь открыты на Камчатке, Чукотке и в Хабаровском крае. Уровень освоенности первоначальных запасов на Дальнем Востоке составляет менее 10%.

Северо-Сахалинский бассейн имеет нефтеносные районы на шельфе и на суше. В северной части Сахалина открыто 52 месторождения и 25 из них сейчас эксплуатируются. В 1975г. положено начало проекту «Сахалин-1», когда между СССР и японской компанией «Содеко» (Sakhalin Oil and Gas Development Co.) было подписано соглашение о сотрудничестве при проведении поисково-разведочных работ на шельфе Сахалина. В 1991 г. «Содеко» объединил усилия с компанией «Эксон» для того, чтобы проводить поисковые работы. Соглашение о производстве совместных работ, подписанное в мае 1995г., объединило четыре крупнейшие компании: «Роснефть», «Сахалинморнефтегаз», «Содеко» и «Эксон».

В Охотском море уже открыты нефтяные и нефтегазовые месторождения, которые являются реальными объектами промышленного освоения на ближайшие годы и на перспективу.

Нефть потребляется во всех районах страны. В сыром виде нефть не используется, из нее при переработке получают различные виды топлива (в том числе мазут — топливо для электростанций), новые химические продукты.

В прошлом из районов добычи нефть перевозилась по железным дорогам в цистернах и танкерами по водным путям.

В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам (например, в 1990г. — 94% общего объема). Они имеют большую пропускную способность, менее опасны в пожарном отношении и меньше потери по сравнению с другими видами транспортировки. Протяженность нефтепроводов в России более 70 тыс. км, они соединяют нефтедобывающие районы со всеми частями страны.

К основным магистральным системам нефтепроводов относятся:

1.Волго-Уральская система. Развитие системы нефтепроводов от Волго-Уральского региона осуществлялось в трех направлениях: на запад — в восточноевропейские страны (нефтепровод «Дружба»), на северо-запад — в Москву и Санкт Петербург и на восток — в район Сибири. Поскольку доставка нефтепродуктов железнодорожным транспортом в 2—3 раза дороже, чем поставка нефти по нефтепроводам, то с развитием нефтепроводной системы в основных районах потребления осуществлялось строительство нефтеперерабатывающих заводов.

2.Западно-Сибирская система. Освоение новых западносибирских месторождений в конце 1960-х и начале 1970-х годов представляло сложную задачу, поскольку этот регион расположен на 2400км дальше к востоку, чем Волго-Уральский регион. Необходимость подачи нефти из новых быстроразвивающихся западносибирских месторождений на основные нефтеперерабатывающие предприятия, расположенные в центрально-европейской части бывшего СССР, а также на экспортные пункты, расположенные на западной границе страны, потребовала быстрого расширения нефтепроводной системы.

3.Тимано-Печорская магистраль. Сейчас разрабатывается проект «Балтийского экспортного нефтепровода», который будет направлен из Тимано-Печорского бассейна в Приморск (там предполагается построить новый экспортный терминал) и в Финляндию. «Северные ворота» — проект, также рассчитанный на добычу нефти в Тимано-Печорском бассейне. Нефтепровод будет направлен к Арктическому побережью. На Печорской губе будет построен новый порт, из которого нефть будет поставляться на ледоколах в порты на Баренцевом море.

4.Дальневосточная магистраль.

5.Северо-Кавказская система.

«Каспийский нефтепроводный консорциум» несколько лет проводит переговоры по поводу строительства удобного нефтепровода из новых добывающих районов в Казахстане, в особенности из района Тенгиз, к Черному морю. В 1996г. Россия, Казахстан и Оман подписали представителями восьми крупнейших нефтяных компаний соглашение о строительстве нефтепровода от месторождения Тенгиз до порта Новороссийск. В консорциуме доля правительства России составляет 24%, Казахстана — 19, американской компании «Chevron» — 15, российской «Лукойл» — 10, американской «Mobil» и российской «Роснефть» — по 7,5, правительства Омана — 7%. В настоящее время обсуждается вопрос о сроках и объемах транзита азербайджанской нефти через территорию России по нефтепроводу Баку—Новороссийск.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи

Уpбанизация и заселенность теppитоpии
« Города – великое творение ума и рук человеческих. Им принад­лежит решающая роль в территориальной организации общества. Они служат зеркалом своих стран и районов. Города-лидеры назы­вают духовными мастерскими человечества и двигателями про­гресса.» – такую восхищенную характеристику ...