Место в системе международного разделения труда. Основные статьи экспорта и импорта. Основные торговые партнеры.

Специфика участия Германии в системе международного разделения труда определяет и особенности технологического развития страны: стратегию и направление внедрения новых технологий в производство и бизнес. До начала 70-х годов основная ставка делалась на использование нововведений, разработанных в других странах. На сегодняшний день, несмотря на то, что ФРГ импортирует высокие технологии, внутренний научно-исследовательский потенциал Германии достаточно высок. Более половины расходов на НИОКР направлено на развитие приоритетных отраслей немецкой промышленности: машиностроение, химия, электротехника – именно в этих сферах Германия является технологическим лидером. Среди новых технологий в ФРГ высокий уровень развития получили такие области как микроэлектроника, молекулярная химия, биотехнологии, а также производственные технологии, направленные на повышение производительности труда, снижение издержек, утилизацию отходов производства.

Между тем Германия компенсирует свое технологическое отставание в других сферах за счет импорта технологий. Использование «догоняющей стратегии» в этом плане позволяет ФРГ оптимизировать выгоду от международного разделения труда. Ведь технологии – достаточно мобильный фактор производства, и, согласно теории сравнительных преимуществ, Германия получает большую выгоду, импортируя высокие технологии из преуспевающих в этой сфере стран и ориентируясь на углубление своей специализации.

Основные формы обмена технологиями Германии с другими странами – это прежде всего экспорт и импорт готовой продукции, произведенной с использованием этих технологий (причем в последние годы доля наукоемкой продукции во внешнеторговом обороте Германии возрастает), прямые иностранные инвестиции (как видно из структуры экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций, Германия скорее вывозит технологии за счет миграции капитала, чем импортирует), а также совместное проведение НИОКР и научно-производственная кооперация в рамках различных программ, которые субсидируются Федеральным Правительством (в этом смысле для Германии плодотворно сотрудничество с США и рядом скандинавских стран). Содействие научно-техническому сотрудничеству, осуществляемое Федеральным министерством образования, науки, исследований и технологии Германии, заключается в оказании финансовой поддержки совместных научно-исследовательских проектов и мероприятий по международному обмену опытом. Так, программа содействия научно-исследовательской кооперации малых и средних предприятий позволяет немецким компаниям с максимальной численностью занятых до 500 человек подавать заявки на сотрудничество в области научно-исследовательской деятельности с иностранным партнером для реализации проектов по НИОКРу обмена научно-исследовательским персоналом и т.д.

Итак, международная специализация ФРГ определяет ее технологическую стратегию и место на мировом рынке технологий. Германия импортирует из Японии и США информационные и коммуникационные технологии, но занимает лидирующие позиции в производстве и экспорте химических, бимолекулярных, экологических технологий, а также в области микроэлектроники. Развитие Германии в этом направлении является приоритетным, так как способствует углублению международной специализации страны (продукция германской промышленности является одной из самых конкурентоспособных на мировом рынке), а это открывает путь для дальнейшей интеграции Германии в мировое хозяйство.

Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.

Франция по-прежнему остается важнейшим торговым партнером Германии. Вторым по величине рынком сбыта продукции Германии – после Франции – стали США.

В 1999 г. вырос объем внешней торговли со странами Центральной и Восточной Европы, включая страны СНГ. По сравнению с предыдущим годом товарооборот составил 192,5 млрд. марок. Польша закрепила за собой позицию ведущего торгового партнера Германии на востоке Европы. На втором месте Чехия.

В целом 70-75% объема немецкой внешней торговли приходится на европейские государства, примерно 13% - на азиатско-тихоокеанский регион, около 10% - на Северную Америку и примерно по 2% - на Африку и Латинскую Америку.

Еще статьи

Канада
Канада крупнейшая страна Северной Америки. Она занимает огромную территорию на материке Северная Америка площадью 9970610 кв. км. По размерам территории занимает второе место после России. Большая часть страны расположена в тех же географических широтах, что СНГ. Крайний юг Канады лежит ...