Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Московского региона.

На пороге ХХI век! Каким быть Первому городу России? Комплексное развитие Москвы базируется на основном документе, принятом Правительством Москвы в 1992 году, - ”Основные направления градостроения Москвы и Московской области на период до 2010 года”.

На основании этого документа предполагается строительство и развитие инфраструктуры, обеспечивающие необходимые условия проживания, занятости населения, подъема промышленного производства, получение услуг, развитие малого предпринимательства, производство экологически чистой продукции. Многочисленные промышленные предприятия, занимающие огромные территории, не безопасны для окружающей Среды. Ввиду нарушения за последние годы устойчивых промышленных деловых связей с поставщиками сырья, предприятиями-смежниками, поставщиками комплектующих (только ЗИЛ работает в кооперации со 140 предприятиями), требуется детальный подход в решении вопросов дальнейшей эксплуатации, реконструкции и расширения производства отдельных видов продукции. Часть заводов предполагается закрыть - это экологически вредные, убыточные предприятия, часть - перекомпоновать за счет внедрения прогрессивных технологических приемов с целью высвобождения промышленных площадей и по использованию их для нужд города, решения социальных проблем.

Следует отметить, что решение об уменьшении мощностей промышленных предприятий продиктовано значительным снижением объемов и свертыванием производства - результат повсеместного спада в экономике страны. Однако в целом научно-технический потенциал отдельных предприятий настолько велик, что подход с одинаковой меркой совершенно не подходит в данном случае. Отдельные уникальные производства нуждаются в государственных субсидиях, поддержке федерального бюджета, налоговой амнистии на период подъема производства в новых условиях.

Москве приходится нести относительно большую социальную нагрузку, чем в среднем по стране.

В Москве проживают 8,6 из 147,6 млн. человек населения Российской Федерации, т.е. 5,8%. Но если в стране доля мужчин в общей численности населения составляет 47%, то в Москве она ниже - 44,9%. Более высокая доля женщин, безусловно, предъявляет и большие требования к развитию социальной сферы, различного рода выплатам из городского бюджета. Безработица, к сожалению, затрагивает в большей степени женщин, чем мужчин, поэтому для городских властей особая забота по ее смягчению.

Возрастная структура населения города Москвы также выглядит относительно хуже, чем в среднем по стране (см. таблицу приложения 3).

Из таблицы видно, что доля лиц моложе трудоспособного возраста в Москве значительно ниже, чем в стране - 18,6% против 22,5%, а доля лиц старше трудоспособного возраста здесь выше, чем в РФ, -23,5% против 20,5%. Относительная нагрузка на пенсионную систему и городской бюджет в г.Москве выше, чем в среднем в РФ.

В Москве более уязвимая в свете сегодняшних рыночных преобразований структура промышленного производства, что накладывает серьезный отпечаток на формирование финансовых ресурсов города.

За последние годы доля промышленного производства города Москвы в общероссийском промышленном производстве уменьшилась с 5,2 % в 1991 году до 4,7 % в 1996 году. Связано это главным образом с более высоким удельным весом обрабатывающей промышленности в Москве, чем в среднем по России, а именно она подверглись самому сокрушительному воздействию в результате осуществляемой макроэкономической и внешнеэкономической политике.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи

Камнерезное искусство Поволжья
Искусство второй половины 19 — начала 20 века представляетсобой чрезвычайно насыщенное, многообразное явление. Это время отмечено большим количеством международных контактов художественной элиты, в результате которых происходит определенная космополитизация искусства, стирание национальных чер ...