На рубежах Москвы.

28 октября 1941 года в 4 часа дня прорвавшийся к Москве бомбардировщик сбросил на Большой театр 500-килограммовую бомбу, которая прошла между колоннами под фронтоном портика, пробила фасадную стену и разорвалась в вестибюле. Полностью разрушенными оказались скульптуры в нишах, лепнина, капители колонн портика, дубовые двери, оконные рамы, художественные торшеры. Была пробита и частично обрушилась стена главного фасада, разрушено перекрытие портика главного входа, обрушилось перекрытие вестибюля, повреждены балюстрада и ступени парадных лестниц, появились трещины на своде главного фойе, повреждена штукатурка, живопись свода и стен, появилась мелкая сеть трещин на плафоне зрительного зала. Воздушной волной были выбиты все стекла, разрушена сантехническая система и асфальтовое покрытие у театра площадью 250 квадратных метров. К счастью уникальная люстра театра в это время была спущена вниз и закрыта щитами.

Театр стоял темный, завешенный маскировочными сетями и казался мертвым. Но внутри холодного и неотапливаемого помещения сразу же начались ремонтные и реставрационные работы. Уже в феврале 1942 года здесь работала группа художников под руководством П.Корина. Реставраторы трудились по 10-12 часов в сутки, работая на строительных лесах под потолком над восстановлением живописного плафона зрительного зала, осторожно, стараясь не повредить авторский слой росписи, а также уникальную акустическую деку, находящуюся под плафоном. Всего за 240 дней, в тяжелых условиях военного положения, работы по реставрации плафона были закончены.

В 1941 году восстановили также роспись плафона главного фойе, провели позолотные работы в зрительном зале и его интерьерах, отделку дверей «под французский лак» и другие работы. Бригадой позолотчиков руководил известный мастер И.Пашков, работами по лепнине - скульптор Г.Мотовилов. Словно маг и волшебник, творил в это время чудеса архитектор театра А.Великанов: он делал бра из гипса, ввиду нехватки металла - из простого железа гнул красивые декоративные ручки. Выполненные им отдельные детали так вписались в интерьер Кавоса, что иногда нельзя было отличить подлинный, первоначальный, и восстановленный декор. Были восстановлены фасад здания и скульптуры в нишах.

Летом 1943 года в Москву вернулась часть коллектива, работавшая в Куйбышеве, а 26 сентября того же года спектаклем «Иван Сусанин» Большой театр вновь открыл свои двери для зрителей.

День 22 июня 1941 года грозовым аккордом ворвался в мирную деятельность Московской консерватории имени П.И.Чайковского. Охваченые патриотическим порывом, многие ее студенты и преподаватели записались в народное ополчение, военнообязанные были призваны в ряды действующей армии. Консерватория свято чтит память тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость своей Родины. Имена хормейстера Г.П.Лузенина, певца А.И.Окаемова и других 65, павших в войну, навеки запечатлены на мемориальных досках, установленных в холле третьего этажа старого учебного корпуса.

С приближением неприятельских войск к столице в октябре 1941 года консерватория была эвакуирована в Саратов, где продолжала свою работу. В доме на улице Герцена, 13 оставалось только небольшое число сотрудников, которым поручили охрану здания и имущества.

Здание консерватории находилось под постоянной угрозой бомбардировок. Сотрудники и студенты консерватории, все, вплоть до директора, регулярно дежурили на крышах. На дом упало 17 фашистских зажигательных бомб; все они были обезврежены. Однажды огромная фугасная бомба поразила одно из соседних строений. Взрывной волной были выбиты все стекла консерваторного здания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи

Москва - город-герой
Среди городов-героев особое место занимает Москва – столица России, политический и административный, научный и культурный центр всей страны. Неоценимый вклад внесла Москва в разгром фашистских агрессоров. Исход битву под москвой положил начало коренному повороту в ходе всей Великой Отечествен ...