Государственный строй Индии

Понятие государственного строя, как известно, включает две состав­ляющие: форму правления и форму административно - территориаль­ного устройства. Пример Индии свидетельствует о том, как много по­литиче­ских и социальных проблем связано с их установлением.

В течение двухсот лет Индия была владением Великобритании. В те­чение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом уже после второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 года была провозглашена Республикой. В этот день над Красным Фортом - бывшей резиденцией Великих Монголов - в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но Индия осталась членом Содружества, возглав­ляемого Великобританией.

В соответствии с конституцией страны, при­нятой в том же году, со­стоящий из двух палат: верхней - Совета штатов ("Раджья сабха") и нижней - Народной палаты ("Лок сабха"). Главой го­сударства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обя­зан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер-министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, кото­рая на выборах получает большинство в Народной палате. Со времени достижения Индией не­зависимости у власти в стране (с небольшими перерывами) находится партия "Индийский национальный конгресс".

История становления административно - территориального устрой­ства Индии довольно сложна и к тому же уходит своими корнями в да­лекое прошлое. Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодаль­ной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раз­дроб­ленности.

В эпоху британского владычества территория современной Индии со­стояла как бы из двух административно-территориальных час­тей. Пер­вую из них представляли восемь провинций, составлявших так назы­ваемую "Британскую Индию". Это были крупные территориальные об­разования, занимавшие основные пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, - Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас, Би­хар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, экономическом отношении они играли главную роль. Здесь же находились основные опорные пункты англичан в этой стране - Бомбей, Калькутта и Мадрас. Вторую часть об­ра­зовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимо­сти от британской короны и именовались "Туземной Индией". Среди них было только крупных княжеств - Раджпутана, Хайдерабад, Кашмир, Майсур. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные поме­щичьи усадьбы. В совокупности "туземные" княжества занимали 1/3 территории Индии и концентрировали примерно 1/4 ее населения. Как правило, и провинции и княжества имели разноязыкий состав населе­ния, что препятствовало на­циональной консолидации народов Индии.

Поэтому еще с конца 19 века одним из требова­ний нараставшего на­ционально-освободительного движения стала ликви­дация княжеств и образование провинций по лингвистическому (националь­ному) при­знаку. Наиболее последовательно они поддерживались пар­тией "Ин­дийский национальный конгресс", но, придя к власти, эта пар­тия не могла не считаться с очень сложными межнациональными отно­шениями в стране. Поэтому административно-территориальные ре­формы осуще­ствлялись в Индии постепенно, от этапа к этапу.

На первом этапе (1947 - 1956) основной административно -террито­риальной единицей Ин­дии стал штат. Всего было выделено 27 штатов, которые подразделя­лись на четыре группы (категории). В группу "А" вошли бывшие британские провинции, получившие законодательные и исполнительные органы вла­сти и управляющиеся губернаторами. В группу "В" вошли бывшие княже­ства и союзы княжеств, во главе кото­рых стояли так называемые радж­прамукхи, избираемые раджами из своей среды с последующим утвер­ждением их президентом. К группе "С" были отнесены образованные из бо­лее мелких княжеств так называе­мые "комиссарские" штаты, управ­ляющиеся комиссарами или лейте­нант - губернаторами, к группе "Д" - Анда­манские и Никобарские ост­рова.

На втором этапе, который начался в 1956 году, произошли более ради­кальные изменения в направлении укрупнения сетки административно - территориального деления и формирования более однородных в на­цио­нальном отношении административных единиц. Основной такой единицей в Индии остался штат, причем штаты уже не подразделялись на группы (категории). Более сильно изменились административные границы в Юж­ной Индии, несколько меньше - в центральной и северной частях страны. Но особенно важно, что на этом этапе возникли 14 шта­тов, сформирован­ных по принципу лингвистического (национального) единства. Наряду со штатами был пределен статус нескольких союзных территорий, управ­ление которыми находилось в ведении президента Индии.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи

Прогнозирование мировых цен на нефть
Мировые цены на нефть являются наиболее значимым внешним фактором, определяющим состояние российской экономики, государственного бюджета и платежного баланса страны. Уровень мировых цен на нефть непосредственно влияет на государственные доходы, торговый баланс, развитие нефтегазового сек ...