Религиозный состав населения Индии

Религиозный состав населения Индии весьма сложен. Народы этой страны исповедуют индуизм, мусульманство, христианство сик­хизм, буддизм, джайнизм, местные традиционные верования. Ре­лигия оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на всю жизнь общества.

Наиболее распростра­нен в Индии индуизм.

(Индусами часто на­зывают всех жителей Индии, тогда как в данном случае правильнее упот­реблять слово <индийцы> - собирательный термин, обо­значающий всех граждан этой страны. Слово же <индус> (искаженная форма от <хинду>) следует относить к тем, кто исповедует религию индуизма.)

Его исповедуют более 80% жителей страны. Индуис­ты составляют большинство во всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.

Религия индуизма сформировалась в древ­ней Индии в первом тысячелетии нашей эры. Ее основой является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Неуклонное следование добродетели должно в конечном счете привести к (мокше) - спасению души. Это учение нашло отражение в священных книгах индуизма, и в первую оче­редь в <Бхагават-гите> а также в таких эпических произведениях, как <Махабхарата> (18 книг) и <Рамаяна>, посвященная подвигам Рамы.

В рели­гии индуизма много богов, но среди них выделяются три главных. Это Брахма - бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего. Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящем на лебеде.

Далее, это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое распространённое из них образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке, полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме, распространённое главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее известны из них храмы в Матхуре, Джайпуре и другие.

Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружён трезубцем. Шиваизм образует второе течение в индуизме, распространённое преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе), Амарнатхе, ряд других. Впрочем культовые обряды индуисты совершают не только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных местах.

Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда живот­ных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не забивают и говядина не употребляется в пищу. Священ­ными считаются и некоторые растения, например лотос. Свя­щенна также река Ганг, в водах которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд очище­ния - омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси, где бе­рега Ганга облицо­ваны каменными ступенями, заполненными прибывшими для очи­щения. Тела умерших индусов обычно сжигают на погребальных кострах, но в отдельных случаях хоронят и в водах Ганга. Быть похороненным в водах этой реки - заветная мечта каждого право­верного индуса. Индуизм запрещает разводы и вторичные браки вдов, даже если они еще очень мо­лоды. Хотя эти запреты офици­ально отменены, большая часть населения продолжает их соблю­дать.

Естественно, что все это оказывает очень большое влия­ние на жизнь и быт индусов. Но без всякого сомнения, на­ибольшее воздействие на них оказывает догмат индуизма, предусматрива­ю­щий деление общества на касты (от латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском языке - санскрите). Система кастовой организации общества зародилась в Индии в древнейшие времена, но оказа­лась столь живучей, что и ныне продолжает существовать и влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Вот как описы­вает это влияние восто­ковед-индолог Н. Р. Гусева.

Принадлеж­ность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают име­на своим детям, обу­чают их, сообщают им специальные знания, отправляют все риту­альные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сож­жению (а некоторые - погребению) - все это происходит и произ­водится в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и за­претов, создание которого предписывает­ся богам, божественному откровению. Дхарма определяет нормы поведения членов каждой касты регулирует их поступки и даже чувства. С детских лет чело­век вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов дхар­мы, их неизбежности. Например, дхарма каждой касты диктует ей внутриб­рачие - только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой матерью твоих детей. Межкастовые браки в Индии - большая ред­кость.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Разработка региональной справочной общегеографической карты Смоленской области для Атласа Центра
В данной работе необходимо разработать проект общегеографической карты Смоленcкой области для Атласа Центра России. По назначению атлас является справочным, по содержанию — общегеографическим. Атлас предназначен для широкого круга читателей в качестве полезного справочного пособия при и ...