Анализ современной системы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений

В настоящее время обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) в Российской Федерации является серьезной проблемой, возникшей вследствие нерешенности комплекса правовых и финансовых вопросов. Так, около 22 % ГТС (общее их количество до сих пор неизвестно) в стране находится в аварийном и предаварийном состоянии. По данным Росводресурса за последние 5 лет имели место более 300 аварий гидротехнических сооружений, в основном это гидротехнические сооружения IV, частично III класса, составляющие около 90 % от общего их количества. Среднемировой показатель аварийности превышен в 2,5 раза, ущерб составляет миллиарды (а в отдельные годы десятки миллиардов) рублей (табл. 1) [1, 2].

Место, объект Дата Последствия Прорыв плотины Тирлянского водохранилища на р. Белой, Башкирия 08.94 Затоплено 4 населенных пункта, 29 человек погибло, 786 – осталось без крова, ущерб более 10 млрд. руб Авария на Нижнем Дону 10.04 Парализована навигация на Единой глубоководной системе, огромные убытки судоходных компаний Прорыв дамбы у Архангельского целлюлозно-бумажного комбината 03.05 Сильное загрязнение Северной Двины и прибрежной полосы Прорыв дамбы на р. Мрас-Су в Кемеровской области 05.05 В зоне подтопления в общей сложности оказались 175 домов, число жителей 3,5 тыс. чел Кочубеевский р-н Ставропольского края 05.06 В результате прорыва дамбы перекрыта Федеральная трасса «Кавказ» Сброс воды на Княжегубской ГЭС 06.06 Затопление пос Ковда г. Евпатория, дамба озера Сасык-Сиваш 07.06 Затоплены дома в г. Евпатория и селах Орлянка и Охотниково Прорыв дамбы водохранилища в Белогорском районе, Крым 07.06 Имеются жертвы, затоплены сотни домов Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, полностью разрушен второй гидроагрегат, еще несколько получили серьезные повреждения 08.09 В результате аварии погибло 75 человек, затраты на восстановление СШГЭС могут превысить 40 млрд рублей Прорыв дамбы в Венгрии 10.10 2 человека погибло, 7- пропало без вести, 120 - обратилось за медицинской помощью

Анализ итогов инвентаризации гидротехнических сооружений, которая была начата в 1997 г. в рамках работы по обеспечению безопасной эксплуатации водохозяйственных объектов и гидротехнических сооружений различными министерствами и ведомствами и условно выполнялась в три этапа (последний этап был завершен в марте 2004 г.), позволил выделить ряд общих проблем:

1. Средний процент износа напорных ГТС составляет около 48 %, в том числе крупных напорных ГТС - 48,75 %; средних напорных сооружений - 43,25 %; малых напорных ГТС - 52,1 %.

2. Остро стоит вопрос дефицита квалифицированного персонала, связанный с развалом специализированных проектных и научных организаций. Из общего числа напорных ГТС службы эксплуатации имеют только 32 %. Лишь самые крупные гидроузлы укомплектованы и имеют квалифицированный эксплуатационный персонал, порядка 80 % гидроузлов вообще не имеют службы эксплуатации.

3. Сложилась ситуация, при которой собственники ГТС I-III класса опасности, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, крупных корпораций (РАО «ЕЭС России» и других энергетических компаний) обладают финансовыми возможностями, квалифицированными службами эксплуатации и в основном проводят необходимые ремонтно-профилактические работы. Однако такие объекты составляют лишь незначительную часть. Подавляющее же большинство ГТС на территории Российской Федерации эксплуатируются зачастую без реконструкции и ремонта, в значительной степени выработали свой ресурс, и поэтому являются объектами повышенной опасности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи

География путешествий Христофора Колумба
На протяжении нескольких столетий тема путешествий и открытий была актуальна между всеми социальными классами. Каждый человек мог позволить себе отправиться в путешествие на определённую сумму денег, имеющийся у него на руках. Знатный народ охватывало желание ознакомиться и узнать чужую ...