Анализ современной системы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений

В настоящее время вследствие нечеткости разделения полномочий и отсутствия должной координации деятельности по обеспечению безопасности ГТС, возник ряд следующих проблем:

1. Отсутствие единой терминологии, характеризующей состояние и уровень безопасности ГТС.

2. Несопоставимость данных, получаемых разными службами, в том числе в различных субъектах федерации и муниципальных образованиях, вследствие различия методик сбора, программного и приборного обеспечения

3. Проблема собственности, относящаяся к небольшим гидротехническим сооружениям в основном IV (иногда III) класса, которых в России насчитывается десятки тысяч, принадлежащих бывшим колхозам, совхозам и т.д. и являющихся фактическими банкротами.

4. Проблема сбора информации на объектах (главным образом IV класса), в связи с отсутствием или недостатком квалифицированных кадров, компьютеров, специального программного обеспечения, транспорта.

5. Физическое старение гидротехнических сооружений, которые предъявляют все более жесткие требования к техническим средствам контроля их состояния. Для получения достоверной информации о состоянии ГТС и возможности ее обработки на современном техническом уровне необходима разработка систем автоматизированного контроля и мониторинга гидротехнических сооружений [6]. Такая система удаленного контроля, основанная на значительном опыте в области геотехнического контроля устойчивости откосных сооружений техногенных массивов на горных предприятиях рудной, угольной и строительной отраслей, была разработана на кафедре геологии МГГУ и ОАО НЦ «Карбон» (Санкт-Петербург) [5]. Подобная схема контроля применялась на гидроотвалах и хвостохранилищах Лебединского, Стойленского, Михайловского ГОКов, хвостохранилище Вяземского ГОКа. Данная система контроля позволяет повысить уровень безопасности намывных горнотехнических объектов, разработать новые конструкции упорных дамб с увеличением вместимости гидрооружения.

Эффективный контроль предлагается осуществлять за счет использования стационарных датчиков-пьезодинамометров, заложенных по возможным поверхностям скольжения. Принцип измерения заключается в подаче короткого высоковольтного импульса на обмотку возбуждения датчика и измерении периода свободных затухающих колебаний, наводимых струной датчика в обмотке, после снятия импульса возбуждения. Период колебаний зависит от внешнего давления на мембрану датчика. Система удаленного контроля предусматривает создание дистанционной опрашиваемой аппаратуры, совмещенной с компьютером, способной посылать сигнал на установленные в массиве плотины датчики и принимать их значения. Это позволит оперативно определять коэффициент запаса устойчивости и вовремя принимать управляющие решения по обеспечению безопасности ГТС.

Использование системы дистанционного контроля позволит вести непрерывное наблюдение за исследуемыми объектами в режиме реального времени. Данные замеров могут быть сразу обработаны и получены значения текущего коэффициента запаса устойчивости. Реагирование устройства на превышение установленных допустимых значений и своевременное информирование об этом позволит принять меры для устранения причин превышения нормативных показателей и предупреждения аварийной ситуации. Целесообразно также использовать разработанную институтом ВИОГЕМ систему контроля смещений породных отвалов «АМКОД» [5].

Безопасность гидротехнических сооружений – это комплексный показатель, включающий в себя как технические, так и социальные, экономические и экологические аспекты. Поэтому проектирование, строительство и эксплуатация ГТС должны осуществляться при обеспечении всех этих составляющих безопасности. Все больше внимания уделяется социальным (здоровье населения) и природоохранным аспектам обеспечения безопасности плотин. Имея в виду огромное значение социальных и экологических факторов, есть вероятность полагать, что они найдут отражение в нормативно-правовой базе обеспечения безопасности плотин.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи

Каменные сооружения Блафф-Пойнт
Каменные сооружения Блафф-Пойнт (англ. The Bluff Point Stoneworks) — доисторические каменные сооружения, обнаруженные в XIX веке у озера Кьюка (англ. Keuka Lake) в регионе Фингер-Лейкс на западе штата Нью-Йорк, в 6 км к югу от Кьюка-Парка. Несмотря на известность, которую данные сооруже ...