Абхазия

С. Кучбериа, М. Хашбы, П. Чкадуа; стихи, поэмы и романы в стихах Мои земляки (1950), Песнь о скале (1958) нар. поэта Абхазии Б. Шинку бы; произв. И. Тарбы, А. Ласуриа, А. Джонуа, Ч. Джонуа, К. Ломиа, К. Чачхалиа, М. Папаскири, Г. Гублиа, В. Анквабы, А. Аджинджала. Жизни абх. народа посвящены мн. произведения Г. Гулиа, пишущего на рус. яз. Из лит. молодёжи выдвинулись Н. Тарба, А. Гогуа, Ш. Чкадуа, Д. Ахуба. Для детей пишут: Д. Тапагуа, Г. Папаскири и др. В области критики работают Ш. Инал-Ипа, X. Бгаж-ба, М. Делба, Ш. Салакаиа и др. На абх. яз. переведены мн. произведения рус., груз, и зап.-европ. классики. В содружестве с абх. писателями работает группа талантливых литераторов, пишущих на груз., рус. и арм. языках, - ТТТ. Акобия, А. Джидарян, Л. Любченко и др. И. К. Тарба.

Архитектура и изобразительное искусство. В А. сохранились дольмены эпохи бронзы (2-я пол. 3-го - нач. 2-го тыс. до н. э.), следы циклопич. сооружений, остатки антич. и раннесредневековых гражд. и оборонит, построек (руины городов Диос-курии - Себастополиса, Анакопии, Пи-тиунта, 160-км Абхазской стены и др.). С принятием христианства (6 в.) в А. проникают визант. влияния. В культовой архитектуре 6-8 вв., отличающейся гео-метрич. простотой форм (церковь древней крепости в Гагре, одноапсидная базилика в Новом Афоне), проявляются вместе с тем местные строит. традиции (использование грубых квадров камня). В эпоху Абх. (кон. 8-10 вв.) и Груз. (10-13 вв.) царств ср.-век. архитектура А. достигает высокого расцвета. Постройкам этого времени свойственны сдержанная строгость и многообразие форм, скупость резного декора (базилики в Амбаре, Гантиади, стройные купольные базилики в Мокве и Лыхны, кресто-вокупольные храмы в Дранде, Новом Афоне, Агу-Бедна, Пицунде и др.). К 11-12 вв. относятся дворец в Бедна, однопролётный арочный мост на р. Бе-слети, ряд крепостных сооружений (замок Баграта в Сухуми и др.). В период феод, раздробленности (14-16 вв.) и тур. экспансии (16 - нач. 19 вв.) стр-во резко сокращается; воздвигаются гл. обр. крепости и замки. С присоединением к России (1810) и развитием капитализма (кон. 19 - нач. 20 вв.) начинается рост пример, городов, стр-во пром. и адм. зданий, частных дач, вилл, гостиниц и санаториев (гостиница и дворец в Гагре, дом Алоизи в Сухуми, санаторий в Гульрипши).

В социалистич. А. осуществляются реконструкция и благоустройство городов, реставрация памятников. В Сухуми построены Дом правительства Абх. АССР (1932-39, арх. В. А. Щуко, В. Г. Гель-фрейх), гостиница Абхазия (1938, арх. Ю. С. Голубев, Ю. В. Щуко), ж.-д. вокзал (1951, арх. Л. и Л. Мушкудиа-ни), Ин-т субтропич. х-ва (1968, арх. Д. Кипшидзе, О. Пайчадзе, К. Цулая). С нач. 1960-х гг. развернулось типовое жил. стр-во. Утверждён проект перепланировки Сухуми (1968). Строится морской вокзал (1969). На побережье развернулось курортное стр-во: в Новом Афоне, Гудауте, Гагре (дом отдыха Сов. Мин. Груз. ССР, 1935, арх. Н. П. Северов; санаторий Украина , 1936, арх. Я. А. Штейноерг; дом отдыха им. 17-го партсъезда, 1952, арх. А. Алхазов; дом отдыха Россия , 1969, арх. Ю. Л. Шварц-брейм) и Сухуми (дом отдыха Синоп , 1967, арх. В. Алекси-Месхишвили; дом отдыха композиторов, 1969, арх. Ш. Давиташвили, Г. Джабуа). В 1959-67 создан новый курортный комплекс в Пицунде (группа архитекторов во главе с М. В. Посохиным).

В нар. зодчестве А. сохраняются восходящие к глубокой древности плетёные и деревянные жилища с шатровой и пирамидальной крышей, прямоугольные или округлые в плане (акуаскиа, апацха, амхара, абора и др.). Распространено 2-этажное жилище (нижний этаж каменный, верхний - деревянный) с галереей по фасаду. В совхозах и колхозах расширяется стр-во благоустроенных кам. зданий.

В А. издревле развивалось изобразит, и декоративное иск-во. К эпохам неолита и бронзы восходят древнейшие произведения мелкой пластики (статуэтки людей и животных, гл. обр. собак, овец и баранов, из глины и бронзы), образцы орна-ментиров. керамики, художеств, изделий из металла (бронз, топоры, пряжки, браслеты, застёжки, украшенные скульптурными и гравиров. изображениями животных). Уникальны бронз, ритон из с. Бамбора (нач. 1-го тыс. до н. э.), мраморная рельефная стела (5 в. до н. э.) из Сухуми, ранневизант. мозаика из Пицунды (4-5 вв.), чеканный золотой потир 11 в. из с. Бедна, миниатюры Моквского и Пицундского евангелий нач. 14 в., фрески 14-16 вв. в храмах Лыхны, Пицунды и др.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи

Историко-географические предпосылки формирования облика города застройка и происхождение названий
Географическое положение, рельеф. Москва расположена в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на 55° 45' северной широты и 37° 37' восточной долготы, на реке Москве, в среднем на высоте 180 м над уровнем моря. Самые высокие точки его находятся на юго-западе, и н ...