Абхазия

В становлении совр. изобразит, иск-ва в А. важную роль сыграли художеств, студия, открытая в 1918 в Сухуми первым проф. абхазским художником А. К. Шервашидзе (Чачба), а также творчество худ. А. И. Садкевича, В. С. Контарева, О. А. Сегаль, Л. Н. Невского и др. В 1935 в Сухуми была открыта худо-' жеств. школа и в 1937 - училище. Изобразит, искусство получило дальнейшее развитие. Живописцы (И. П. Цомая, В. Ф. Европина, Н- О. Табукашвили, В. Я. Щеглов, О. В. Брендель, X. Т. Авидзба, С. Габелиа и др.) создают тематич. композиции на ист. и ре-волюц. темы, натюрморты, пейзажи. Развиваются станковая и иллюстрац. графика (В. Д. Бубнова, Ч. В. Кукуладзе, В. Месхи и др.), портретная и монумент, скульптура (А. И. Размадзе, М. Е. Эшба, В. Э. Иуанба, Б. Г. Гогоберидзе, Ю. В. Чкадуа). В декоративно-прикладном нар. иск-ве развиты ткачество, резьба по дереву, кости и рогу, чеканка и гравировка по металлу, вышивка золотыми и серебряными нитками, плетение узорчатых поясов. 3. С. Аршба, Л. К. Кация.

Музыка. Абх. нар. музыка многоголосна. Двух- и трёхголосные песни абхазов необычайно своеобразны. Среди образцов нар. творчества много песен, муз. строй к-рых свидетельствует об их древнем происхождении. К их числу относятся культовые песни, большое количество охотничьих и трудовых песен. Особое место в абх. муз. фольклоре занимает историко-героич. эпос, ярко отразивший суровую и мужеств. жизнь народа и его характер. Новый быт и мироощущение выражены в совр. нар. песнях. Среди абх. муз. инструментов - аюмаа (угловая арфа), ахымаа (инструмент типа цитры, трапециевидная рама со струнами), апхерца (двухструнный смычковый инструмент), ачарпан (род флейты) и др. В абх. песнях инструмент обычно является аккомпанирующим, однако в нац. фольклоре встречаются образцы и инструментальной музыки.

Записями абх. нар. песен занимались К. Дзидзария, К. Ковач, И. Лакербай, Д. Н. Шведов, А. М. Баланчивадзе, Ш. М. Мшвелидзе, И. Кортуа, В. Ахобад-зе, А. Позднеев и др. На основе абх. нар. творчества созданы оперы: Изгнанники* Шведова (пост. 1940, Москва, Ансамбль ВТО, отрывки), Мзия Баланчивадзе (пост. 1950, Тбилиси), симф., камерно-инструментальные и вокальные произв.

После установления Сов. власти в А. (1921) интенсивно развивается проф. муз. культура. В 1930 в Сухуми открыты Гос. муз. училище и муз. школа, при к-рых вскоре начали функционировать Нар. хор под рук. П. Панцулая, симф. и духовой оркестры, Гос. струнный квартет. В 1966 при муз. училище организована Оперная студия. Большую творческую работу ведут Абх. гос. филармония, Гос. ансамбль песни и танца А., хоровая капелла, симф. оркестр, Дом нар. творчества с его единственным в мире хором столетних нар. певцов. Развито самодеят. иск-во (ансамбль Апсны-67 и др.) С. П. Кецба, И. Е. Кортуа.

Театр. Истоки абх. театр, культуры - в нар. играх, обрядах, устном нар. творчестве (выступления певцов-сатириков - ахьдзыртвью, комиков- кечеков и др.). С 1915 в Сухуми ставились любительские спектакли. В 1918 в Сухумской учительской семинарии по инициативе поэта Д. И. Гулиа был создан лит.-драматич. кружок. После установления в А. Сов. власти (1921) начала работать театр. труппа под рук. Д. И. Гулиа. В 1928 открыт абх. сектор Сухумского театра. В 1930 в Сухуми начались занятия во вновь созданной абх. драматич. студии, на базе к-рой в том же году открыт Абх. нац. театр. В последующие годы театр включал в репертуар нац. драматургию, инсценировки нар. сказаний и легенд, пьесы, поев, современности (драматурги С. Я. Чанба, В. В. Агрба, Ш. А. Пача-лиа и др.). Ставится классич. драматургия (Шекспир, Гоголь, Горький). В числе работ театра: - Призраки Д. И. Гулиа, Данакай М. А. Лакербая, Моя лучшая роль М. А. Лакербая и В. К. Крах-та, Твой дядя Миша Г. Д. Мдивани, Перед восходом солнца Г. А. Габуния, В глухой старине Д. X. Дарсалия. Среди деятелей театра: нар. артисты Груз. ССР и Абх. АССР А. Р. и Р. М. Агрба, А. Б. Аргун-Коношок, М. И. Зухба, Л. Ш. Касландзиа, Ш. А. Пачалиа, Е. 3. Шакирбай, М. А. Кове, художеств, руководитель и режиссёр театра драмы Н. Р. Эшба. В театре работает груз, труппа (нар. артисты Груз. ССР: М. Д. Чу-бинидзе, В. В. Нинидзе, Л. Д. Чедия и др.). В 1967 театру было присвоено имя С. Чанбы.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 

Еще статьи

Энергетические ресурсы мирового океана
Проблема обеспечения электрической энергией многих отраслей мирового хозяйства, постоянно растущих потребностей более чем пятимиллиардного населения Земли становится сейчас все более насущной. Основу современной мировой энергетики составляют тепло- и гидроэлектростанции. Одн ...