Алания - Северная Осетия

— это небольшая республика Российской Федерации, имеющая площадь, равную 8000 квадратных километров.

Она расположена на северном склоне Главного Кавказского хребта и занимает ту часть Центрального Кавказа и Восточного Предкавказья, которая заключена между 42°38/ 43°50' северной широты и 43°25'—44°57' восточной долготы.

Наибольшая протяженность ее с севера на юг равна 125 км, а с запада на восток — 120 км. Северная Осетия находится на одной параллели с Болгарией, Средней Италией и Южной Францией. На севере, где. раскинулись бескрайние зеленые поля Терско-Кумской равнине, наша республика граничит со Ставропольским краем. На западе по Кабардинской наклонной равнине проходит граница с Кабардино-Балкарией, на востоке по Осетинской наклонной равнине — с Ингушетией, а на юге сосед Осетии — Грузия. Границей здесь служат горы Главного и Бокового хребтов, вершины которых уходят в заоблачные дали. Географическое положение Северной Осетии имеет большое значение для развития ее хозяйства. Еще в далеком прошлом вдоль северных границ Осетии проходили караванные пути, соединявшие берега Каспийского и Черного морей, что способствовало раннему развитию обмена, а позже торговли на территории Осетии. Через Осетию, через Главный Кавказский хребет пролегал путь в Закавказье, который впоследствии получил название Военно-Грузинской дороги. Стремясь укрепить свои позиции" на подступах к Закавказью, царское правительство придавало особую важность этой дороге. Через нее осуществлялась кратчайшая связь между Европейским центром России и землями Закавказья. Трудным и далеко небезопасным было продвижение по Военно-Грузинской дороге в первой половине XIX столетия. Вот как его описывает А. С Пушкин:

«На сборном месте соединился весь караван, состоящий из 500 человек или более. Пробили в барабан. Мы тронулись, впереди поехала пушка, окруженная пехотными солдатами. За ней потянулись брички, кибитки солдаток, переезжающих из одной крепости в другую; за ними заскрипел обоз двухколесных арб. По сторонам бежали конские табуны и стада волов . пушка ехала шагом, фитиль курился .» После того, как построили Ростово-Владикавказскую железную дорогу (1875 г.), которая пересекла территорию Осетии, установилось сообщение с центром России. К концу XIX века, когда Ростово-Владикавказская дорога была продолжена и в Закавказье, Осетия стала лучше связана с Баку и Тифлисом. Алания – Северная Осетия расположена на стыке Северо-Кавказской железной дороги, Военно-Грузинской и Военно-Осетинской шоссейных дорог, по соседству с хлеборобным Ставропольем, нефтяной Ингушетией, богатой молибденом Кабардино-Балкарией, в непосредственной близости от Черного и Каспийского морей. Она имеет выгодное географическое положение для развития межрайонных хозяйственных, культурных и научных связей со всеми республиками и краями Северного Кавказа, Закавказья, Украины и центральными областями страны.

Еще больше возрастает роль географического положения в развитии хозяйства республики с вводом в действие Транскавказской автомобильной дороги, которая приблизила к нам богатства Закавказья. Известно, что за годы пятилеток промышленность Северной Осетии бурно развивалась, а вместе с тем уменьшалась доля местного сырья и увеличивалась доля привозного. Чем дальше расположено сырье, тем выше транспортные расходы, а значит и себестоимость продукции. Кроме того, дальнепривозное сырье с разнородными показателями (различные сорта кукурузы, руды с различными составляющими) постоянно требуют внесения изменений в технологию производства и тем самым тоже повышают себестоимость выпускаемой продукции. Следовательно, оптимальным решением этого вопроса было бы создание арочной сырьевой базы в пределах самого Кавказа. Именно этому в немалой степени будет способствовать Транскавказская автомобильная дорога.

Важно и стратегическое значение географического положения Северной Осетии. В годы Великой Отечественной войны немецкие фашисты упорно пробивались в Осетию, стремясь обеспечить себе кратчайший путь к нефти Грозного и богатствам Закавказья.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи

Интеграционные процессы в странах Южной Америки и перспективы их развития
Во второй половине ХХ века в результате беспрецедентного усиления интернационализации хозяйственной жизни сформировалась основная тенденция, определяющая современное развитие мировой экономики – глобализация. Глобализация – это высшая форма интеграции, поэтому интеграцию разумно рассматр ...