Техногенно-экологическая безопасность Украины

Авторы методики, среди которых и автор настоящего доклада, придерживались классификации ЧС, предполагающей дифференциацию по:

а) сфере возникновения;

б) отраслевой принадлежности;

в) характеру явлений и процессов при возникновении и развитии ЧС;

г) масштабу возможных последствий;

д) масштабам сил и средств, привлеченных для ликвидации последствий ЧС.

Первые три критерия определяют группу ЧС (критерий а), тип ЧС (критерий б), вид ЧС (критерии б, в). Критерии в – г позволяют классифицировать ЧС по масштабам территориального охвата и возможных последствий. Подобная классификация позволяет выделять объектные, местные, региональные и общегосударственные ЧС.

В основу предлагаемой методики положен универсальный принцип оценивания ущерба от ЧС разных типов и видов посредством суммирования характерных локальных пофакторных и пореципиентных ущербов.

Пофакторные ущербы отражают комплексную экономическую оценку причиненного вреда по основным факторам воздействия.

К ним относятся ущербы от:

· загрязнения атмосферного воздуха (Аф);

· загрязнения поверхностных подземных вод (Вф);

· загрязнения земной поверхности и почв (Зф).

Пореципиентные ущербы отражают экономическую оценку фактического вреда, причиненного основным реципиентам воздействия ЧС.

К ним относятся ущербы от:

· потери жизни и здоровья населения (Нр);

· уничтожения и повреждения основных фондов, имущества, продукции (Мр);

· изъятия или ухудшения качества сельскохозяйственных угодий (Рс/г);

· потерь продуктов и объектов лесного хозяйства (Рл/г);

· потерь рыбного хозяйства (Рр/г);

· уничтожения или ухудшения качества рекреационных ресурсов (Ррек);

· потерь природно-заповедного фонда (Рпзф).

На основе этого, расчет ущербов от чрезвычайных ситуаций (З) предлагается осуществлять по общей формуле:

З = [Аф+ Вф+ Зф] + [Нр+ Мр+ Рс/г + Рл/г + Рр/г + Ррек + Рпзф].  

Использование предлагаемой методики опирается на максимальный учет нормативно-методической системы Украины в сфере стоимостных оценок ущербов, причиненных народному хозяйству в целом, отдельным хозяйственным субъектам, природным и физическим реципиентам.

Однако, вернемся к проблеме техногенно-экологической безопасности энергетических объектов. Процесс приватизации облэнерго (областные распределяющие компании в сфере электроэнергетики) показал невысокую заинтересованность стратегических инвесторов с одной стороны и существенное влияние на энергорынок олигархических структур с другой. Эта ситуация формирует неустойчивость энергорынка в целом и его слабую рыночную мобильность. Плюс отмеченные выше факторы взаимных долгов с бюджетами всех уровней и высокая амортизация основных фондов. Добавим к этому перечню сложности с оценкой ущербов от реальных и потенциальных ЧС, количество которых при отсутствии эффективных превентивных мероприятий будет возрастать. На этом фоне можно сделать следующие предварительные выводы:

1) техногенно-экологическая безопасность объектов экономики (в т.ч. и энергетики) пока не получила должного значения в геоэкономических и геополитических исследованиях;

2) объекты энергетики Украины при сравнительно небольших, но регулярных инвестициях могут существенно повысить свою надежность и выполнять как генерирующие, так и транспортные функции;

3) оценка последствий ЧС должна иметь вид методически и нормативно корректный и на международном уровне согласованный, т.е. необходимо создание международных процедур стоимостных оценок ущербов от ЧС;

4) оценка техногенной безопасности территориальных систем (а не только объектов) должна стать органичной составляющей крупных инвестиционных проектов и международных соглашений;

5) украинско-российские отношения, кроме Чернобыльской катастрофы, не имеют опыта и механизма оценки техногенно-экологической безопасности объектов, представляющих собой потенциальную опасность трансграничного негативного воздействия в случае возникновения ЧС;

6) повышение безопасности промышленных объектов в Украине должно встречать заинтересованность как потенциальных российских инвесторов, так и украинских властей, причем продуктивным может стать только путь взаимного сближения правовых возможностей и экономических интересов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи

Италия
Италия - одна из древнейших стран мира и в тоже время это сравнительно молодое государство, появившееся на политической карте лишь немногим более ста лет назад после окончательного объединения в 1871 г. существовавших ранее на его территории отдельных герцогств и королевств. Ныне это кру ...