Игры на ориентирование на уроках географии

Общение с природой способствует развитию у умственно отсталых учащихся внимания, интереса к учебе, наблюдательности, памяти. Знания о природе, получаемые учащимися на уроках географии, во время экскурсий и практических занятий, являются основой воспитания элементов научного мировоззрения.

При формировании географических представлений большое значение имеет не только подбор учебного материала, но и умение использовать жизненный опыт детей, организовать самостоятельную работу учащихся, пробудить их творческую инициативу. Правильная организация уроков географии предполагает использование наглядности и предметности в обучении. Успешность подготовки детей-олигофренов к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности во многом обусловлена эффективностью коррекционно-воспитательной работы с ними в условиях специально организованного педагогического процесса.

Применяемые во вспомогательной школе учебные методы и приемы должны не только обеспечивать усвоение учащимися необходимых знаний, но и способствовать коррегированию имеющихся у них недостатков познавательной деятельности. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности детей-олигофренов, а именно: внимания, наблюдательности, анализа и сравнения наблюдаемых объектов и явлений, понимание причинно-следственных зависимостей.

Активизация познавательной деятельности умственно отсталых детей — одно из важнейших средств формирования представлений. Этому способствуют следующие педагогические приемы и методы;

- решение проблемных ситуаций (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач и пр.);

- логическое обоснование решений;

- узнавание объектов;

- установление причинно-следственных зависимостей;

- формирование четкого определения понятий;

- сравнение натуральных объектов с их плоскими и рельефными изображениями;

- выполнение самостоятельных практических действий.

Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.

Известно, что в играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание.

В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Но при этом нельзя забывать, что игра всегда “ свободна”. Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать её.

Цель географических игр прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.

На уроках географии во вспомогательной школе часто применяются различные виды игр на ориентирование. Среди них можно выделить игры-путешествия. Игры-путешествия носят характер географических, краеведческих, следопытских “экспедиций”, совершаемых по книгам, картам, документам. “Экспедиции”, “походы”, “поездки”, “путешествия” совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, метеоролога, топографа и т.п. Учащиеся ведут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домысливанием. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельность во внешнем действии и непосредственно включается в действие. В результате у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Геофизические методы исследования газовых скважин
Первые сведения об исследовании газовых скважин появились в литературе в 20-х годах нашего века. В 1925 г. была опубликована работа, в которой Баннет и Пирс описали предложенный ими метод исследования газовой скважины. В результате исследования скважины при ее фонтанировании в атмосферу ...