Игры на ориентирование на уроках географии

Заочные путешествия игрового характера соответствуют логике перенесения, применяемой в учебном процессе.

Есть игры на ориентирование, организованные в виде дидактических игр, которые требуют от школьников умения расшифровывать, разгадывать, а главное - знать сам предмет. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Между собственно обучением и дидактической игрой существуют значительная общность и существенные различия.

Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащегося.

В обучении и в игре присутствует исследовательский, ориентировочный рефлекс. Игра, как и обучение, процесс творческий. Луи де Броль отмечал, что все игры, даже самые простые, в проблемах ставят, имеют общие элементы с деятельностью ученого при его исследованиях. Известно, например, что каждый исследователь должен улавливать закономерность явлений, выдвигать гипотезы, экспериментировать. Многие дидактические построены именно на необходимости обнаружить ту или иную закономерность. Многие игры основаны на способности выдвигать гипотезы.

Дидактические игры основаны на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игры.

В другом виде игр на первый план выступает мотив самооценки, интерес к интеллектуальному усилию. Удовлетворение от них школьники получают в процессе разгадывания, достигая игрового результата. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. В их основе также лежит исследовательский рефлекс “что такое”, но отсутствуют воображаемые условия, роли, сюжет и точные правила. Побуждение школьников к этим играм, основанное на стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятельности, можно и должно использовать в развитии познавательной активности учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Еще статьи

Западный округ Москвы
“Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в н ...