Население Зарубежной Азии

Н

аселение и этнокультурные особенности

Среди советских и зарубежных ученых до сих пор идет дискуссия о том, в каком регионе земного шара происходило пре­вращение высокоразвитых человекооб­разных обезьян в людей. В Азии могут претендовать на эту роль южные регио­ны, где найдены костные остатки третич­ных человекообразных обезьян —антро­поидов, живших 10 19 млн. лет назад. На первое место среди них должны быть поставлены человекообразные обезья­ны—рамапитеки, которых часто рассма­тривают как непосредственных предков людей. Зубы и фрагменты их челюстей обнаружены у подножия Гималаев в Сиваликских холмах. Однако многие спе­циалисты считают, что зона эволюции людей как особого семейства прима­тов— гоминид была обширней и основ­ной ее очаг был расположен не в Азии, а в Африке, где еще Чарльз Дарвин искал «прародину» человечества.

Новейшие археологические и палеоантропологические материалы позволяют предполагать, что предки древнейших людей, представленных в Азии питекант­ропами Явы и синантропами Китая, а так­же близкими к ним гоминидами Лаоса и Вьетнама, пришли на эти территории в начале четвертичного периода, т. е. около 1 млн. лет назад из западных районов пер­вобытной ойкумены (населенной части Земли).

Костные остатки людей следующей ста­дии антропогенеза—неандертальцев (па­леоантропов), живших 200—400 тыс. лет назад, а также свидетельства их хозяйственно-культурной деятельности, обнаружены во многих азиатских стра­нах.

Огромный интерес для решения про­блем происхождения человека и его рас­селения по Земле представляют костные остатки неандертальцев, обнаруженные в пещерах горы Кармел в Палестине, а также в Ираке. Для многих из этих неан­дертальцев характерны прогрессивные антропологические черты, переходные к людям современного вида. Весьма веро­ятно, что так называемые «прогрессив­ные неандертальцы» Юго-Западной Азии были непосредственными предками позднепалеолитических неоантропов — людей, принадлежащих к современному виду Homo sapiens.

Костные и культурные остатки древних людей найдены также на Яве, на юге и севере Китая.

Можно предполагать, что эти древние люди были потомками местных архантропов.

Если учесть, что у палестинских неан­дертальцев уже имеются признаки по­зднейших австралоидов, негроидов и ев­ропеоидов, а может быть, и монголоидов, то можно предположить, что предпо­сылки формирования человеческих рас имелись уже на грани раннего и позднего палеолита.

В эпоху позднего палеолита (40 —16 тыс. лет до н. э.) и мезолита (15—8 тыс. лет до н. э.) на территории Зарубежной Азии уже были представ­лены почти все основные расы, существу­ющие в настоящее время. В Юго-Запад­ной Азии расселялись различные группы европеоидов, кое-где с негроидной приме­сью.

В Южной и Юго-Восточной Азии имелось австралоидное население. В Вос­точной Азии обитали преимущественно тихоокеанские монголоиды, южные груп­пы которых составляли переход к австралоидам. Центральная Азия была зоной расселения континентальных монголо­идов.

По мнению большинства советских и многих зарубежных ученых, процесс формирования людей современного вида (caниентации) происходил и одном доста­точно обширном очаге, скорее всего в Восточном Средиземноморье и соседних областях Юго-Западной, а может быть, и Южной Азии. Расселяясь из этого очага, люди современного вида осваивали Цен­тральную, Восточную и Юго-Восточную Азию, где они смешивались со своими неандерталоидными предшественниками, стимулируя их развитие. По мнению некоторых антропологов, в это время сложилось разделение единого по своему происхождению человечества на два мас­сива популяций (локальных групп населе­ния)—западный и восточный. Оно могло быть связано с тем, что в разных районах первобытной ойкумены люди современ­ного вида смешивались с различными группами неандертальцев. Население Юго-Западной и частично Южной Азии относилось к западной группе, а населе­ние Восточной и Юго-Восточной Азии — к восточной группе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи

Предмет,методы и задачи регионалистики
Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени. Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 1. Классификация ...