Население Зарубежной Азии

При всей пестроте и этнолингвистиче­ском многообразии Зарубежной Азии бо­лее половины ее населения говорит на языках, принадлежащих к крупнейшим в мире по численности говорящих. Таковы языки: китайский, хиндустани, бенгаль­ский, японский, — на каждом из которых говорят более 100 млн. человек. К числу важнейших языков мира, как по количе­ству говорящих, так и по международной историко-культурной значимости, при­надлежат арабский и персидский. В каче­стве государственного языка и языка межэтнического общения в Малайзии и Индонезии в последние годы большое значение приобрел малайский язык, кото­рый в видоизмененной форме получил в Индонезии название индонезийского (ба-хаса индонесиа). В ряде стран — в Индии, Пакистане, Бангладеш, Шри Лан­ке, Бирме, Сингапуре, Малайзии, на Филиппинах — очень большую роль играет английский язык как один из основных языков прессы, преподавания, делопроизводства.

В Зарубежной Азии представлены все типы этнических общностей, от высоко­развитых и полностью консолидирован­ных наций, как японцы, до небольших племен, все еще живущих в условиях пер­вобытнообщинного строя и обладающих архаичной социальной структурой, как малочисленные народы лесных собирателей кха-тонг-лыонг в Индокитае и кубу в Индонезии. Даже основные этносы ряда стран, например пуштуны в Афганистане, могут одновременно сочетать и тенден­цию консолидации в нацию, и пережитки племенного деления.

Для Зарубежной Азии характерно, что страны этого региона — развивающиеся, многие из которых в недалеком прошлом были колониями или полуколониями им­периалистических держав. В своем эконо­мическом, культурном, социальном раз­витии они еще сильно отстают от евро­пейских. В то же время в отличие от боль­шинства развивающихся стран Африки и Латинской Америки преобладающие эт­носы основных азиатских стран имеют давнюю письменную историю, не уступа­ющую по древности истории многих европейских народов, уходящую порой корнями не только в раннее средневеко­вье, но и в античность, Соответственно они имеют не только богатые, но и весьма давние и устоявшиеся культурные тради­ции. Поэтому перед формирующимися нациями Азии стоит задача приобщения к своим национальным культурным ценностям всего населения страны, как правило, весьма разнородного, и кон­солидации его в единую нацию. Одна­ко, сами по себе прогрессивные, такие устремления в тех случаях, когда они при­нимают классово ограниченный харак­тер, проводятся принудительно, без учета законных стремлений национальных меньшинств к развитию своих самобыт­ных культур, что нередко вызывает обо­стрения во взаимоотношениях разных на­родов одной страны.

Хозяйственно-культурные типы в За­рубежной Азии.

На этническую струк­туру населения Зарубежной Азии и в настоящее время продолжает оказывать большое влияние неравномерность со­циально-экономического развития живу­щих здесь народов и наличие в их составе самых разных хозяйственно-культурных типов.

Один из древнейших ныне сохранив­шихся типов — тип собирателей и охот­ников лесов жаркого пояса. Его предста­вителями можно считать в Южной и Юго-Восточной Азии веддов Шри Ланки, чен-чу, мудугаров, бирхоров и некоторые дру­гие малые народы Индии, мрабри (юм-бри) Таиланда, семангов и отчасти сеноев Малакки, кубу Суматры, пунанов Кали­мантана, тоала Сулавеси, аэта Филиппин­ских островов. Для всех этих обитателей азиатских тропиков, постоянно меня­ющих в поисках пищи места своих вре­менных стоянок, характерны примитив­ные формы построек в виде ветровых заслонов, жилищ на деревьях или времен­ных хижин из ветвей, коры и листьев, простой лук и стрелы, употребление палки-копалки для выкапывания съедоб­ных клубней, корней и т. п. Возник­новение и распространение мотыжного земледелия привело к постепенному со­кращению ареала рассматриваемого ти­па. Процесс этот, начавшийся в неолите, прослеживается до настоящего времени. Семанги, сенои, аэта и многие другие охотничье - собирательские группы Юго-Восточной Азии переходят к мотыжному земледелию почти буквально на наших глазах.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Еще статьи

Западный округ Москвы
“Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в н ...